"Это не народ, это самозванцы" // В Казани формируется гражданское общество
10 февраля 2005 года
Как уже рассказывал «РК» (№458), «Комитет по защите прав собственников жилья в центре Казани» объединил вначале 30 семей, пострадавших от «Программы ликвидации ветхого жилья», которая была разработана по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева и приурочена к готовящемуся 1000-летию города. Количество казанцев, обратившихся в новую общественную организацию, растет с каждым днем. Только за два часа стояния у стен резиденции главы республики к протестующим присоединились «представители» сразу пяти казанских фамилий.
Причина столь быстрой реакции проста: все эти люди (случайные прохожие) получили повестки в суд по искам районной администрации, как «не желающие освобождать территорию» в связи с реализацией пресловутой президентской программы. На самом же деле идет откровенный передел собственности в центре города. И как заявил председатель Комитета, Михаил Щеглов, «некоторые случаи просто поражают своим беззаконием. Приватизированные квартиры, в которых еще живут люди, и даже участки земли под домами городские власти продавали, не дожидаясь решения суда». Впрочем, чего зря время терять? По мнению активистов Комитета, судебные решения выносились отнюдь не по федеральным законам, а согласно постановлению главы района. Поэтому первый пикет был выставлен неделю назад у здания Вахитовского райсуда.
Первая акция не дала результатов – судьи протеста «не заметили», а коллективное письмо президенту спустили по инстанции районному главе. Тогда комитетчики решили встать на пути у Минтимера Шаймиева, когда он поедет на работу. Во вторник, в 8.30 утра у въезда в кремль собралось 15 человек с самодельными плакатами. Надписи были достаточно красноречивы: «Позор карманным судьям администрации», «Оставьте наши семьи в покое!» или «Программа ветхости – не повод для наживы». Однако, организаторы немного не рассчитали и кортежа Шаймиева не застали. Возможно, президент проехал раньше.
Тем не менее, к протестующим быстро подтянулись милиционеры и «лица в штатском». Взяв группу в кольцо, они долго переписывали надписи на плакатах и совещались по рациям. Начали подходить и обычные казанцы, сочувствующие… В итоге к пикетчикам из здания мэрии вышел начальник управления жилищной политики города З.З. Баширов. У господина Баширова был бледный вид, а при разговоре немного тряслась челюсть. Вероятно, его уже строго проинструктировали наверху и отправили «урегулировать инцидент», столь неуместный вблизи президентского дворца.
«Всех приму! Зачем же так сразу? Надо было сразу ко мне!» – суетился чиновник, уговаривая людей разойтись. Но пикет простоял еще два часа, до тех пор, пока не стало ясно – акцию заметили. Кроме уже известных тезисов о «жилищном геноциде» и «восстановлении подлинной законности» в местных судах, в совместном обращении Комитета «жертв ликвидации» и Общественной палаты Республики Татарстан говорится о призыве одуматься к предпринимателям - потенциальным инвесторам, «планирующим использование отселенных строений или земли в историческом центре Казани - всем, кому дороги лучшие традиции отечественного купечества и честного предпринимательства».
Пока неизвестно, будет ли услышан голос граждан Казани к честным купцам «не участвовать в санкционированном разбое в отношении людей и их семей». Ведь обычаи предпринимательства нынче сильно изменились. Во всяком случае, судя по лихорадочным действиям казанских властей, грабящих горожан среди бела дня, неясно, какие традиции теперь считаются «лучшими». Также непонятно, кого вообще руководство Татарии считает народом: местные единороссы – представители партии власти - в одном из интервью уже назвали Общественную палату РТ «самозваным» объединением. В том же заявлении говорится, что «никто из ее участников не подтвердил свои полномочия, а их деятельности присуща «келейность»
Возможно, под келейностью в данном случае подразумевалось место заседаний Общественной палаты, которые проходят не где-нибудь, а в покосившемся казанском доме-музее В.И Ленина (ну, не символично ли?). И в эту тесную «келью» в Татарстане набиваются представители отделений почти всех российских партий (от КПРФ и «Родины» до РПЖ и ЛДПР), а также многочисленных движений и объединений.
В список последних, кроме вышеназванного Комитета по защите прав, вошли такие разные организации, как Татарский общественный центр, «Гражданская самозащита», «За права человека», «Экономический прорыв», «Содействие», Антиядерное общество, ассоциация «Магариф», Совет старейшин Казани и даже Объединение многодетных матерей… Ну и что? Кто сказал, что это народ Татарстана? Так, отдельные выскочки…
"Русский курьер"